
Упоминание в тексте романа строки «Я тонул в груде дел, в суматохе явлений» отсылает к знаменитому стихотворению Владимира Маяковского «Разговор с товарищем Лениным» (1929), в котором поэт обращается к умершему вождю с отчетом о состоянии советского государства.
История создания
Стихотворение было создано в начале 1929 года и впервые опубликовано в газете «Комсомольская правда». К этому времени Владимир Ленин уже пять лет как умер (скончался в январе 1924 года), а от государственных дел отошел еще за два года до смерти по болезни. Маяковский находился в расцвете творческих сил: он активно выступал перед аудиторией, писал пьесы, путешествовал и продолжал свою агитационную деятельность.
Примечательно, что сам Ленин при жизни относился к творчеству Маяковского довольно сдержанно. Вождь считал футуризм «блажью», а стихи поэта — «искусственными и напыщенными». Тем не менее, он признавал популярность произведений Маяковского среди молодежи и считался с этим фактом.
Композиция и художественные особенности
Стихотворение построено как воображаемый диалог лирического героя (самого поэта) с портретом Ленина. Композиция кольцевая — финал повторяет начальные мотивы. Жанрово произведение сочетает в себе черты оды и челобитной, что отражает двойственность отношения автора к адресату: с одной стороны — восхваление, с другой — просьба о понимании и поддержке.
Маяковский использует свой характерный акцентный стих с перекрестной рифмовкой и знаменитой «лесенкой» строчек. Портрет Ленина вырастает до мифологических масштабов: начиная с детальных черт («щетинка усов», «приоткрытый рот»), поэт переходит к образу «огромной мысли» на «огромном лбу». Тавтология здесь призвана подчеркнуть мощь интеллекта изображенного на фотографии человека.
Содержание и идейный смысл
В стихотворении лирический герой рапортует Ленину о достижениях и недостатках молодого советского государства. Он говорит об «адовой работе» (идиома с характерной двусмысленностью), о борьбе с «нищью и оголью» (устаревшие просторечия), о промышленных успехах и одновременно о «дряни и ерунде», о мерзавцах и темных личностях, примазавшихся к строительству нового общества.
Особенно показательны перечислительные градации врагов: «кулаки, пьяницы, подхалимы и волокитчики», многие из которых занимают ответственные должности. Это представляется поэту отклонением от ленинского курса, но он выражает уверенность в грядущих «чистках рядов».
Главную ставку лирический герой делает на «фабрики и жнивье», что символизирует рабоче-крестьянский союз — основу советской власти. Финальная часть стихотворения звучит почти как молитвенное обращение: «вашим именем живем и боремся».
Контекст эпохи 1993 года
Для героя романа Романа Пескова в 1993 году эта строчка Маяковского приобретает особый смысл. Россия переживает период кардинальных перемен: распад СССР, становление новой экономической системы, политические потрясения. «Суматоха явлений» 1990-х перекликается с революционной эпохой, которую описывал Маяковский, но теперь это суматоха разрушения того мира, который поэт помогал строить.
Упоминание этой строки в контексте деловых проблем героя (связь с заводом, очереди в офисе) создает горькую иронию: если Маяковский «тонул в груде дел» во имя построения светлого будущего, то Песков «тонет» в хаосе его разрушения. Советская промышленность, которую воспевал поэт, теперь переживает кризис, «синекуры кончились», наступили действительно «напряженные трудодни».
Место в творчестве Маяковского
«Разговор с товарищем Лениным» — одно из ключевых произведений «советского» периода творчества Маяковского. Поэт неоднократно создавал в своей лирике образ Ленина, хотя лично знаком с вождем не был. Их заочное знакомство происходило через творчество поэта и политическую деятельность вождя.
Это стихотворение стало своеобразным манифестом лояльности поэта советской власти, попыткой найти свое место в новой системе координат. Трагическая ирония заключается в том, что менее чем через год после создания этого произведения, в апреле 1930 года, Маяковский покончит с собой, не выдержав внутренних противоречий эпохи и собственной натуры.
Разговор с товарищем Лениным
Грудой дел,
суматохой явлений
день отошел,
постепенно стемнев.
Двое в комнате.
Я
и Ленин —
фотографией
на белой стене.
Рот открыт
в напряженной речи,
усов
щетинка
вздернулась ввысь,
в складках лба
зажата
человечья,
в огромный лоб
огромная мысль.
Должно быть,
под ним
проходят тысячи…
Лес флагов…
рук трава…
Я встал со стула,
радостью высвечен,
хочется —
идти,
приветствовать,
рапортовать!«Товарищ Ленин,
я вам докладываю
не по службе,
а по душе.
Товарищ Ленин,
работа адовая
будет
сделана
и делается уже.
Освещаем,
одеваем нищь и о́голь,
ширится
добыча
угля и руды…
А рядом с этим,
конешно,
много,
много
разной
дряни и ерунды.
Устаешь
отбиваться и отгрызаться.
Многие
без вас
отбились от рук.
Очень
много
разных мерзавцев
ходят
по нашей земле
и вокруг.
Нету
им
ни числа,
ни клички,
целая
лента типов
тянется.
Кулаки
и волокитчики,
подхалимы,
сектанты
и пьяницы, —
ходят,
гордо
выпятив груди,
в ручках сплошь
и в значках нагрудных…
Мы их
всех,
конешно, скрутим,
но всех
скрутить
ужасно трудно.
Товарищ Ленин,
по фабрикам дымным,
по землям,
покрытым
и снегом
и жнивьём,
вашим,
товарищ,
сердцем
и именем
думаем,
дышим,
боремся
и живем!..»
Грудой дел,
суматохой явлений
день отошел,
постепенно стемнев.
Двое в комнате.
Я
и Ленин —
фотографией
на белой стене.1929 г.