
Трёхгорная мануфактура
Трёхгорная мануфактура — старейшее московское текстильное предприятие, основанное в 1799 году купцом Василием Прохоровым. К 1990-м годам предприятие носило название «Трёхгорная мануфактура имени Ф. Э. Дзержинского».
Предприятие получило своё название по местности Трёхгорье в Москве. На протяжении XIX-XX веков «Трёхгорка» была одним из крупнейших текстильных производств России.
В XIX веке Трёхгорная мануфактура специализировалась на производстве набивных тканей, в том числе знаменитого кумача (хлопчатобумажной ткани ярко-красного цвета), а также выпускала узорчатые ткани, платки, шали и покрывала. Предприятие включало в себя бумагопрядильное, бумаготкацкое и ситценабивочное производства, а также отделения для отбелки и окраски тканей.
Продукция фабрики пользовалась высоким признанием: в 1848 году она получила право изображать на своих изделиях государственный герб, а на международных выставках неоднократно удостаивалась наград - золотых и серебряных медалей в Лондоне (1851, 1862), Париже (1867, 1886), Вене (1873), Антверпене (1887) и Чикаго (1893).
В советское время завод достиг пика производительности в 1980-х годах, выпуская до 200 миллионов метров различных тканей в год.
Интересный факт: При фабрике в 1820 году была открыта первая в России ремесленная школа, а также первый фабричный театр, библиотека и амбулатория для рабочих.
К началу 1990-х годов предприятие переживало серьёзный кризис, связанный с устаревшим оборудованием. По воспоминаниям бывшего главного инженера, в 1963 году на предприятии работало 1300 станков 1895 года выпуска. Ситуация мало изменилась и к моменту распада СССР.
Завод имени Лихачёва (ЗИЛ)
ЗИЛ — первое автомобилестроительное предприятие в Российской империи и СССР, основанное в 1916 году как «Товарищество на паях автомобильного Московского общества» (АМО).
Завод получил имя Ивана Алексеевича Лихачёва в 1956 году. К 1990-м годам это было одно из крупнейших автомобилестроительных предприятий страны, известное производством грузовиков ЗИЛ-130, ЗИЛ-133, правительственных лимузинов, а также бытовых холодильников.
Трёхгорная мануфактура
- Основана: 1799 год
- Профиль: Текстильное производство
- Пик производства: 200 млн метров тканей в год (1980-е)
- Статус в 1993: Кризис, устаревшее оборудование
ЗИЛ
- Основан: 1916 год
- Профиль: Автомобилестроение
- Пик производства: 195-210 тыс. грузовиков в год (1975-1989)
- Статус в 1993: Резкое падение производства
Лимитчики и общежития
Оба предприятия в значительной степени зависели от рабочей силы лимитчиков — людей, приехавших в Москву из других регионов СССР по лимиту (разрешению на проживание). Лимитчики составляли значительную часть промышленных рабочих столицы.
Что такое лимитчики?
Лимитчики — рабочие, приехавшие в Москву и другие крупные города СССР по специальному разрешению (лимиту) для работы на промышленных предприятиях. Они получали московскую прописку только после нескольких лет работы на предприятии.
Поскольку получить отдельное жильё в Москве было крайне сложно, большинство лимитчиков годами, а иногда и десятилетиями жили в заводских общежитиях. Это была особая субкультура московских рабочих районов — люди, формально живущие в столице, но часто чувствующие себя временными жителями.
Общежития как образ жизни
Заводские общежития представляли собой многоэтажные здания с комнатами на 2-4 человека, общими кухнями и санузлами. Условия были спартанскими, но для многих это был единственный способ закрепиться в Москве. В общежитиях складывались особые отношения — люди становились почти семьёй, вместе переживали трудности и радости.
"Тридцать лет в общаге" — это не просто бытовая деталь, а символ целой эпохи, когда получение отдельного жилья было мечтой, а общежитие — реальностью для миллионов советских людей.
Кризис начала 1990-х
К 1993 году оба предприятия переживали глубокий кризис. Трёхгорная мануфактура работала на дореволюционном оборудовании, спрос на её продукцию падал. ЗИЛ столкнулся с резким сокращением государственных заказов — если в 1975-1989 годах завод выпускал по 195-210 тысяч грузовиков в год, то к середине 1990-х производство упало до 7,2 тысяч машин.
Многие рабочие, включая лимитчиков, оказались перед выбором: оставаться на умирающих предприятиях или искать новую работу в условиях рыночной экономики. Для тех, кто провёл в общежитиях десятилетия, это был особенно болезненный период — рушился не только привычный уклад работы, но и весь образ жизни.
Эпилог
Трёхгорная мануфактура окончательно прекратила текстильное производство в 2008 году, ЗИЛ — автомобильное производство в 2013 году. Территории обоих предприятий сегодня застраиваются жилыми комплексами и офисными центрами, а эпоха промышленной Москвы с её лимитчиками и общежитиями ушла в историю.