
Системные автостопщики — представители особой субкультуры в СССР 1970-х годов, являвшиеся частью более широкого неформального движения, известного как «Система».
«Система» (самоназвание — «люди Системы») представляла собой советский аналог западного движения хиппи, сформировавшийся в крупных городах СССР в конце 1960-х — начале 1970-х годов. Эта неформальная общность объединяла молодых людей, отвергавших официальную советскую идеологию и образ жизни в пользу альтернативных ценностей: свободы, творческого самовыражения, духовного поиска и противостояния бюрократической системе.
Системные автостопщики были частью этой контркультуры и практиковали автостоп не просто как способ бесплатного передвижения, но как философию жизни. Для них путешествие автостопом символизировало свободу от общественных условностей и государственного контроля, возможность познания мира и самопознания. Они создали собственную культуру передвижения по стране с особыми правилами, традициями и даже своеобразным этическим кодексом.
Отличительными чертами «системных» можно назвать:
- Отказ от материальных ценностей в пользу духовного развития
- Длинные волосы у мужчин (за что их называли «волосатыми»)
- Специфический стиль одежды (потертые джинсы, фенечки)
- Увлечение рок-музыкой, особенно запрещенной в СССР
- Интерес к восточным философиям и практикам
- Свой сленг и система символов
Системные автостопщики часто собирались на так называемых «тусовках» — встречах единомышленников в определенных местах, например, "на гоголях" Москве (у памятника Николаю Васильевичу Гоголю). У них были свои маршруты путешествий, места встреч и «флэты» (квартиры), где можно было остановиться. Они развили целую систему знаков и символов для коммуникации на дорогах.
Движение «Системы» находилось под постоянным давлением советских властей, рассматривавших их как проявление «тлетворного влияния Запада». Участников движения нередко задерживали милицией, у них возникали проблемы с трудоустройством и учебой. Несмотря на репрессии, «Система» просуществовала до конца советской эпохи, трансформировавшись в 1980-х с появлением новых молодежных субкультур.