
Краковяк (польск. Krakowiak) — польский народный танец, который к концу XIX века стал одним из популярнейших бальных танцев в Российской империи и сохранял свою популярность в русской танцевальной культуре вплоть до середины XX века.
Происхождение и характер танца
Танец возник среди краковяков — жителей Краковского воеводства в средневековой Польше. Уже в XIV веке краковяк получил распространение в шляхетской среде, где первоначально исполнялся исключительно мужчинами. Это был танец-демонстрация мужской удали, силы и благородства. Позднее краковяк стал парным танцем, где мужчина демонстрировал свое мастерство в паре с дамой.
Музыкальный размер краковяка — 2/4, темп быстрый, с характерными синкопами и акцентами на второй восьмой доле такта. Мелодия имеет оживленный, праздничный характер. Танец исполняется темпераментно, с горделивой осанкой, что подчеркивает его аристократическое происхождение.
Краковяк в русской культуре XIX века
В Российской империи краковяк появился во второй половине XVIII века и быстро завоевал популярность в дворянских кругах. Особенно широкое распространение он получил в XIX веке, когда стал неотъемлемой частью бальной программы русского дворянства. Краковяк танцевали на придворных балах, в дворянских усадьбах, в танцевальных залах Петербурга и Москвы.
Русский танцмейстер Н. Гавликовский создал специальную бальную версию краковяка, адаптированную для русской танцевальной традиции. Эта версия претерпела множество изменений и в итоге стала самостоятельным историко-бытовым танцем, который значительно отличался от своего польского прототипа.
Краковяк в русской музыке
Ритм и мелодика краковяка вдохновляли русских композиторов. Наиболее известные примеры использования краковяка в серьезной музыке — опера М. И. Глинки «Жизнь за царя» и балет Б. В. Асафьева «Бахчисарайский фонтан». Польский композитор Фредерик Шопен также обращался к этому танцу, создав знаменитое Рондо для фортепиано с оркестром на тему краковяка.
Техника исполнения
Народно-сценический вариант краковяка строится на сложных прыжковых движениях, которые исполняются легко и пластично. Основные элементы включают галоп, подскоки, «кшесаны» (высекание), тройной притоп, различные виды голубца, приставные шаги и повороты. Танец может исполняться как парами, так и с включением общих фигур — кругов, звезд и других построений.
Бальный вариант был более сдержанным и церемониальным, приспособленным для исполнения в бальных залах в соответствующих костюмах. Он требовал хорошей хореографической подготовки и знания сложных фигур.
Краковяк в конце XIX — начале XX века
К концу XIX века краковяк оставался популярным танцем на балах и в танцевальных залах, хотя и уступал по модности новым танцам, приходившим с Запада. В начале XX века он сохранялся главным образом как историко-бытовой танец, исполнявшийся на тематических балах и в театральных постановках.
В народной среде различные варианты краковяка продолжали жить своей жизнью, особенно в регионах с польским населением. Танец стал частью фольклорных традиций и народных праздников, где исполнялся под аккомпанемент народных инструментов.
Упоминание краковяка в художественном произведении, действие которого происходит в 1990-е годы, может символизировать связь с культурными традициями прошлого, ностальгию по дворянской культуре или просто передавать особое праздничное, торжественное настроение героя.