
Практика прикрепления отставных и действующих сотрудников спецслужб к гражданским предприятиям и организациям имеет глубокие корни в советской системе и получила новое развитие в постсоветской России.
Историческая справка
Система «офицеров действующего резерва» (ОДР) КГБ была официально оформлена в середине 1950-х годов. 24 октября 1955 года было принято решение Президиума ЦК КПСС «Об офицерах органов КГБ, работающих в других организациях, министерствах и ведомствах». Позднее деятельность ОДР регламентировалась специальными положениями, последнее из которых было утверждено в 1982 году.
Прикомандированные сотрудники размещались практически во всех ключевых ведомствах СССР: от министерств авиационной промышленности и атомной энергетики до Академии наук и ТАСС. Они занимались обеспечением режима секретности, контрразведывательной работой и выполняли специальные задания спецслужб.
Основной обязанностью офицеров ДР, согласно инструкции 1958 года, являлось «обеспечение режима и охрана секретности» на рабочем месте. Они также должны были выступать «примером в выполнении служебного долга, систематически повышать свою квалификацию, принципиально подходить к решению служебных вопросов». Важно отметить, что министерства и ведомства были официально проинформированы о присутствии таких сотрудников.
Нормативная база советского периода
Деятельность Действующего резерва КГБ регламентировалась целым рядом документов:
- 24 октября 1955 г. — решение Президиума ЦК КПСС № П165/XXI-оп
- 24 декабря 1958 г. — Инструкция по работе с офицерским составом действующего резерва КГБ
- С 1972 г. — «Положение об офицерском составе Комитета госбезопасности при Совете Министров СССР»
- 1981 г. — решение Коллегии КГБ «О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению работы офицеров действующего резерва»
- 1982 г. — новое «Положение об офицерах действующего резерва КГБ СССР»
Трансформация в 1990-е годы
После распада СССР система прикомандированных сотрудников не исчезла, а адаптировалась к новым реалиям. В 1990-е годы закон «Об органах Федеральной службы безопасности» разрешил действующим сотрудникам ФСБ быть прикомандированными к предприятиям независимо от формы собственности с согласия их руководителей.
Легализации этой практики способствовал принятый в 1992 году закон «О частной детективной и охранной деятельности», который сделал возможной коммерческую деятельность бывших сотрудников КГБ и МВД с использованием их профессиональных навыков и связей.
Даже после развала СССР институт кураторства КГБ над госструктурами и предприятиями не был полностью ликвидирован. Ведомства бывшего СССР были преобразованы в различные госконцерны и акционерные общества, изменили названия и структуру, однако прикомандированные сотрудники в них остались. В частности, такие сотрудники сохранились в «Аэрофлоте», СМИ, крупных вузах, «Интуристе», внешнеторговых организациях.
В 1994—1996 годах часть прикомандированных сотрудников КГБ сократили или заменили новыми в соответствии с указом президента Ельцина. В 1998 году система офицеров действующего резерва была переименована в Аппарат прикомандированных сотрудников (АПС).
Правовые основы современного АПС
В статье 15 официального «Закона о ФСБ» прямо оговаривается, что «в целях решения задач обеспечения безопасности Российской Федерации военнослужащие органов федеральной службы безопасности могут быть прикомандированы к государственным органам, предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности с согласия их руководителей».
Другим важным документом является секретный приказ № 094 «Об организации работы по прикомандированию военнослужащих органов Федеральной службы безопасности» от 24 апреля 2001 года за подписью бывшего главы ФСБ Николая Патрушева.
Категории сотрудников
Согласно источникам, сотрудников ФСБ, работающих в госучреждениях и крупных предприятиях, можно разделить на две категории:
Прикомандированные сотрудники
Их назначение согласовывается на министерском или ведомственном уровне. Официально направляются в государственные компании, органы власти, крупные политические партии и силовые службы. Известны руководству организаций.
Внедренные сотрудники
Их статус охраняется государственной тайной. О присутствии внедренного сотрудника известно лишь очень ограниченному кругу людей внутри ФСБ. Раскрытие их статуса запрещено законом.
Сферы деятельности
Прикомандированные сотрудники (их также называли сотрудниками «первых отделов») устраивались на различные должности:
- Юридические консультанты
- Заместители руководителей по безопасности
- Директора служб безопасности
- Советники генеральных директоров
- Члены наблюдательных советов
- Помощники руководителей
- Заместители директоров по режиму
Особенно активно эта практика применялась в банковской сфере, на предприятиях оборонного комплекса, в крупных коммерческих структурах и государственных учреждениях.
Современное распространение АПС
Как выяснили исследователи, прикомандированные сотрудники ФСБ проходят службу в:
Органы власти:
- • Администрация президента
- • Правительство РФ
- • Министерства и ведомства
- • Центральный банк
- • Счетная палата
Госкорпорации:
- • «Ростех»
- • «Газпром»
- • «Роснефть»
- • «Лукойл»
- • «Зарубежнефть»
Другие организации:
- • «Аэрофлот»
- • ВТБ, ВЭБ
- • «РЖД»
- • Крупные вузы
- • СМИ
Примеры известных прикомандированных сотрудников
Среди наиболее известных примеров можно выделить:
- Олег Феоктистов — бывший генерал УСБ ФСБ, работал главой службы безопасности «Роснефти», затем перешел в банк «Пересвет»
- Александр Зданович — генерал ФСБ, назначенный в 2002 году заместителем генерального директора ВГТРК
- Сергей Бажанов — президент Международного банка Санкт-Петербурга и экс-сенатор, служил в КГБ/ФСБ с 1987 года
- Роман Седов — полковник ФСБ, в 2017 году назначен заместителем генерального директора «Газпром межрегионгаз»
Финансовые аспекты
Согласно приказу директора ФСБ № 094 от 24 апреля 2001 года, если зарплата прикомандированного сотрудника на новом месте выше, чем в ФСБ, разницу необходимо вернуть ведомству. По этой причине многие офицеры, помимо официальной зарплаты, получают надбавки в конвертах. Постепенно прикомандированные офицеры могут терять лояльность к ФСБ и начинать действовать в собственных финансовых интересах.
Цели и задачи
Система прикомандированных сотрудников преследовала несколько целей:
- Контроль за соблюдением режима секретности
- Сбор оперативной информации
- Обеспечение лояльности ключевых предприятий
- Противодействие промышленному шпионажу
- Мониторинг финансовых потоков
- Вербовка агентуры
- Контроль коррупционных схем
Связь с 9-м управлением ФСО
С Аппаратом прикомандированных сотрудников тесно связано Оперативное управление (9-е управление) ФСО. В марте 2019 года его возглавил руководитель 3-й службы УСБ ФСБ Сергей Кудинов. 9-е управление ФСО проводит оперативно-розыскные мероприятия в отношении сотрудников администрации президента и связанных с ней структур. Служащие этого управления являются резервом для АПС и назначаются в различные министерства и региональные администрации.
Критика и проблемы
Система АПС подвергается критике по нескольким направлениям. В 2003 году бывший подполковник КГБ-ФСБ Константин Казанцев отмечал в обращении к президенту Путину деградацию аппарата прикомандированных сотрудников. Он указывал, что контрразведывательная результативность многих офицеров практически нулевая, а на должности назначаются в основном «свои», «нужные» люди.
Некоторые эксперты отмечают возможность конфликта интересов, когда прикомандированные сотрудники начинают работать в интересах новых работодателей, а не ФСБ. Также критикуется непрозрачность системы и потенциальные возможности для злоупотреблений.
Важное замечание
Следует отметить, что многие детали работы АПС ФСБ остаются засекреченными. Представленная информация основана на открытых источниках, журналистских расследованиях и свидетельствах бывших сотрудников спецслужб.