
Кегль (от нем. Kegel) — это размер типографского шрифта по вертикали, включающий верхнюю и нижнюю грань отпечатка буквы с учётом её верхних и нижних выносных элементов. В контексте романа упоминается «стандартный кегль» — термин, который был хорошо знаком людям, связанным с издательским делом в 1990-е годы.
Система измерения
Кегль измеряется в типографских пунктах (обозначается как «пт» или «pt»). В России и Европе традиционно использовалась система Дидо, созданная в Париже в 1785 году, где один пункт равен приблизительно 0,376 мм. В англо-американской системе пункт составлял 0,353 мм.
Во времена металлического набора кегль определялся физическим размером типографской литеры — от верха до низа строки. При компьютерном наборе, который как раз активно внедрялся в российские типографии в середине 1990-х годов, кегль стал обозначать размер em-квадрата, в котором размещается символ.
Традиционные названия кеглей
У российских наборщиков сложилась богатая традиция именования кеглей различного размера. Каждый размер имел своё собственное название:
- Бриллиант (3 пт) — самый мелкий кегль
- Диамант (4 пт) — очень мелкий шрифт
- Перл (5 пт) — мелкий шрифт для сносок
- Нонпарель (6 пт) — популярный для справочной литературы
- Миньон (7 пт) — часто использовался в словарях
- Петит (8 пт) — мелкий текстовый шрифт
- Боргес (9 пт) — промежуточный размер
- Корпус (10 пт) — основной текстовый кегль
- Цицеро (12 пт) — крупный текстовый шрифт
- Миттель (14 пт) — для заголовков и выделений
- Терция (16 пт) — крупный заголовочный шрифт
«Стандартный кегль» в деловых документах
Под «стандартным кеглем», упомянутым в тексте, скорее всего, подразумевается корпус (10 пт) или цицеро (12 пт). Эти размеры были наиболее распространены для набора основного текста в деловых документах, договорах и официальных бумагах в 1990-е годы.
Корпус (10 пт) считался оптимальным для длинных текстов — он обеспечивал хорошую читаемость, не занимая при этом слишком много места на странице. Цицеро (12 пт) использовался, когда требовалась повышенная читаемость или когда документ предназначался для людей с ослабленным зрением.
Типографское дело в 1990-е годы
В середине 1990-х годов российская полиграфия переживала период кардинальных изменений. Наряду с традиционными технологиями металлического и фотонабора активно внедрялись компьютерные издательские системы. Многие типографии ещё работали по старинке с металлическими литерами, где понятие кегля имело буквальный физический смысл.
Профессиональные наборщики и корректоры того времени свободно оперировали традиционными названиями кеглей. Это была часть профессионального жаргона, понятная всем, кто имел дело с издательским делом — от работников типографий до редакторов газет и журналов.
Практическое применение
В деловых документах, подобных упомянутым в тексте договорам, использование «стандартного кегля» было не случайным. Размер шрифта влиял на восприятие документа: слишком мелкий текст мог восприниматься как попытка скрыть важную информацию, слишком крупный — как неуважение к читателю или желание искусственно увеличить объём документа.
Выбор корпуса или цицеро для основного текста договора демонстрировал серьёзность намерений составителей и уважение к читателям, обеспечивая комфортное восприятие важной информации о выплате дивидендов и других существенных условий.