
В бурные 1990-е годы знаменитые московские универмаги ГУМ, ЦУМ и Пассаж превратились в символы новой экономической реальности, где под вывесками бывших советских торговых гигантов кипела стихийная рыночная торговля.
ГУМ: витрина нового капитализма
- Верхние этажи заняли первые иностранные бутики (Christian Dior, Burberry)
- Галереи превратились в торговые ряды с индивидуальными предпринимателями
- Товар брали на реализацию у оптовиков с Черкизовского рынка
- Особой популярностью пользовались отделы:
- Итальянской кожи и меха
- Турецкого трикотажа
- Польской косметики
ЦУМ: перекресток мод и криминала
- Стал местом торговли для первых "новых русских"
- На 3-4 этажах располагались "коммерческие отделы" с почасовой арендой
- Основные поставщики товара:
- Челноки, привозившие товар из ОАЭ и Турции
- Криминальные группировки, сбывавшие контрабанду
- Бывшие работники Внешпосылторга
- Особенности ассортимента:
- Дорогие кожаные куртки
- Итальянские костюмы
- Элитная парфюмерия
Пассаж: царство "подпольных" дизайнеров
- Стал центром московской альтернативной моды
- Мелкие предприниматели арендовали по 2-3 квадратных метра
- Товар брали:
- У подпольных ателье
- На вещевых базах в Орехово
- У перекупщиков с Черкизовского рынка
- Популярные категории:
- Самодельные кожаные изделия
- Перешитая импортная одежда
- "Фирменные" подделки
Экономика торговли
Типичная схема работы:
- Торговцы брали товар на реализацию под 30-50% от стоимости
- Срок реализации составлял 1-2 недели
- Крупные поставщики имели своих "смотрящих" в магазинах
- Многие арендаторы платили двойную аренду - официальную и "крыше"
Интересный факт: именно в этих универмагах впервые появилась практика "примерочных откатов", когда продавцы получали процент с каждого проданного в их примерочной товара.
Вернуться к главе После обеда