
Греко-римская борьба (классическая борьба) — европейский вид борьбы, в котором спортсмен посредством определённого арсенала технических действий пытается вывести соперника из равновесия и прижать лопатками к ковру. Главная особенность этого вида борьбы — запрет на использование ног в качестве атакующего инструмента и захваты ног руками.
История возникновения и развития
Корни греко-римской борьбы уходят в глубокую древность. Классическая борьба родилась в Древней Греции и получила развитие в Римской империи, где была неотъемлемой частью физического воспитания и военной подготовки. Однако современный, возрождённый вид греко-римской борьбы сформировался во Франции в первой половине XIX века.
До второй половины 1940-х годов этот вид борьбы был известен в России как «французская борьба», что отражало его современное французское происхождение. После Великой Отечественной войны её переименовали в «классическую борьбу», а затем в «спортивную борьбу греко-римского стиля». Такое переименование было связано с кампанией по борьбе с «низкопоклонством перед Западом» в СССР.
Олимпийская история
Борьба вошла в программу современных олимпийских игр уже на первой олимпиаде в Афинах в 1896 году, что подчеркивает её историческое значение и популярность. На следующих олимпийских играх 1900 года соревнования по борьбе не проводились, но начиная с 1904 года борьба входила в программу каждых летних олимпийских игр без исключения.
Регулярные международные соревнования начали проводиться в конце XIX века: с 1898 года проводятся чемпионаты Европы, с 1904 года — чемпионаты мира. В 1912 году была основана Международная федерация борьбы — ФИЛА (FILA), которая к 1997 году объединяла свыше 120 стран мира.
Правила и особенности борьбы
Основные принципы
Греко-римская борьба — это единоборство двух спортсменов с использованием различных приёмов, которые применяются исключительно не ниже пояса. Главная цель поединка — прижать противника спиной к ковру (туше). Это кардинально отличает греко-римскую борьбу от вольной, где разрешены технические действия ногами и захваты ног руками.
Борцам греко-римского стиля строго запрещается:
- Использовать в приёмах зацепы, подножки и подсечки
- Атаковать ноги соперника
- Применять технические действия против суставов
- Выполнять болевые приёмы
- Захватывать шею двумя руками более 5 секунд
Система оценивания и проведение схваток
Борец может одержать победу несколькими способами:
- Прижав противника спиной к ковру (туше) — чистая победа
- Выиграв 1 или 2 периода по очкам
- Набрав преимущество в 8 баллов — встреча заканчивается досрочно
Встреча проводится в 2 периода по 3 минуты (2 минуты у кадетов и младше) с перерывом в 30 секунд. Борцы набирают определённое количество очков за каждый бросок, удержание или приём. Рефери на ковре присуждает очки, но главный судья должен согласиться с его решением.
При равном счете победитель определяется по следующим критериям:
- Качество технических действий
- Меньшее количество предупреждений
- Последнее техническое действие
Техника ведения борьбы
Стойки и передвижения
Стойка в классической борьбе бывает высокой, средней, низкой и по отношению к сопернику — правосторонняя, левосторонняя, фронтальная. Вперёд выставляется, как правило, та нога борца, которая сильнее. Высокая и средняя стойка удобна для манёвренности и атаки, низкая — для защиты.
Передвижение должно быть быстрым, но устойчивым. Сначала вперёд ставится одна нога, а потом к ней подтягивается другая. Скрещивать ноги не рекомендуется, так как это может привести к потере устойчивости.
Роль ног в борьбе
Хотя ноги и не «участвуют в схватке» как атакующий инструмент, их сила и быстрота играют огромную роль. При проведении большинства бросков с поднятием соперника ноги с согнутого в коленях положения переходят в выпрямленное положение, преодолевая вес атакуемого. Приёмы в стойке отличаются рывком и амплитудой.
Основные технические действия
Технические действия греко-римской борьбы включают в себя оцениваемые и неоцениваемые приёмы:
В стойке:
- Броски — основные атакующие действия для перевода соперника в партер
- Сбивания (переводы) — действия для нарушения равновесия противника
- Сваливания — приёмы для принуждения соперника к падению
В партере:
- Сбрасывания — действия для освобождения от захватов
- Перебрасывания — переводы соперника через себя
- Перекатывания — вращательные движения с соперником
- Перевороты — изменение положения атакуемого
Лёжа:
- Удержания — фиксация соперника в невыгодном положении
- Дожимы — приведение соперника к туше
- Перевороты — изменение позиции для получения преимущества
Классические броски
Различают броски проворотом, наклоном, прогибом, запрокидыванием. Исторически названия многих приёмов пришли из французской терминологии, сформулированной Жаном Эсбройе в 1848 году:
- Бра-руле (фр. BRAS ROULÉ) — «мельница»
- Суплес-аван (фр. SOUPLESSE AVANT) — «передний пояс»
- Суплес-арье (фр. SOUPLESSE ARRIÈRE) — «обратный пояс»
- Араш (фр. ARRACHE) — классический бросок рывком
- Тур-де-тет (фр. TOUR DE TETE) — бросок через голову
- Тур-де-ганш (фр. TOUR DE HANCHE) — бросок через бедро
В СССР с 1948 года французская терминология была исключена из спортивного лексикона, и приёмы получили русскоязычные названия. С 1991 года стало официально использоваться международное название «греко-римская борьба».
Физические требования и подготовка
Гибкость как основа мастерства
Визитной карточкой греко-римской борьбы являются броски прогибом с захватом за поясницу, чрезвычайно травмоопасные для обоих спортсменов и требующие исключительной гибкости и силы. Классическая борьба представляет собой уникальный тандем гибкости и силы.
Особое место в тренировках уделяется проработке «моста» — положения атлета, при котором ковра касаются только ноги, лоб (иногда подбородок), а спина изогнута дугой. Это положение критично для защиты от туше и выполнения многих технических элементов.
Акробатическая подготовка
Для развития гибкости используется разучивание определённого набора акробатических упражнений:
- Кувырки различной сложности
- Колесо и рондат
- Стойка на руках
- Подъём со спины прогибом
- Забегания
- Различные виды мостов
Без крепких и эластичных суставов, развитой кровеносной системы и лимфосистемы борец не имеет шансов на успех, поэтому тщательно отрабатывается техника падения и самостраховки.
Силовая подготовка
Силу развивают комплексно:
- На снарядах: перекладина, брусья
- С отягощениями: приседания, становая тяга, жимы штанги лёжа и стоя, упражнения из пауэрлифтинга, бодибилдинга и тяжёлой атлетики
- Без отягощений: отжимания от пола, силовые упражнения на шею
- Специальная подготовка: работа со жгутом у гимнастической стенки, отработка поворотов бедра
Развитие выносливости
Дыхательная система и общая выносливость развивается с помощью бега и подвижных игр, особенно популярен регбол. Приёмы отрабатывают на манекене (чучеле) и в работе с партнёром. В учебных схватках оттачивается техника и развивается специальная выносливость, которая играет решающую роль в соревнованиях.
Экипировка и правила поведения
Спортивная форма
В экипировку борца входят:
- Трико — специальное борцовское трико
- Носки — для гигиены и комфорта
- Борцовки — мягкие борцовские кеды
- Платок — допускается, но в современности носит скорее символический характер
Исторически платок использовался для вытирания крови и пота, но в настоящее время применяют современные тампоны, а платок остаётся данью традиции. Для начинающих борцов можно использовать футболку и шорты, а вместо борцовок — обычные кеды или чешки.
Требования к внешнему виду и поведению
На схватку строго запрещено выходить:
- Со смазанным какими-либо веществами телом
- С длинными ногтями
- Без носового платка при себе
Борцы не имеют права:
- Вступать в дискуссию с судьёй (карается зачислением проигрыша)
- Разговаривать друг с другом во время схватки
- Покидать ковёр без разрешения судьи
Весовые и возрастные категории
Международная греко-римская борьба делится на пять основных возрастных категорий, каждая со своими весовыми подразделениями:
Младшие юноши
Возраст: 12-13 лет (или 11 лет с медицинским заключением и разрешением родителей)
Весовые категории: 10 категорий от 29 до 85 кг
Юноши
Возраст: 14-15 лет (или 13 лет с медицинским заключением и разрешением родителей)
Весовые категории: 10 категорий от 32 до 120 кг
Кадеты
Возраст: 16-17 лет (или 15 лет с медицинским заключением и разрешением родителей)
Весовые категории: 10 категорий от 55 до 130 кг
Юниоры
Возраст: 18-20 лет (или 17 лет с медицинским заключением и разрешением родителей)
Весовые категории: 8 категорий от 55 до 130 кг
Взрослые
Возраст: от 20 лет и старше
Весовые категории: 7 категорий от 55 до 130 кг
Ветераны
Возраст: от 35 лет и старше
Весовые категории: аналогичны взрослым
Борцы после взвешивания могут бороться только в своей весовой категории. Борцы старшей возрастной категории могут выступать в более высокой весовой категории, за исключением тяжёлой весовой категории.
Выдающиеся борцы
Легенды спорта
Александр Карелин — признан Международной федерацией борьбы величайшим борцом греко-римского стиля XX века. Его достижения впечатляют: 3-кратный олимпийский чемпион, 9-кратный чемпион мира, 12-кратный чемпион Европы и 13-кратный чемпион СССР и России.
Михаин Лопес Нуньес — кубинский борец, единственный в истории пятикратный победитель Олимпийских игр, что делает его уникальным достижением в мировом спорте.
Другие выдающиеся спортсмены
Среди трёхкратных олимпийских чемпионов также выделяется шведский борец Карл Вестергрен, ставший чемпионом мира.
Двукратными олимпийскими чемпионами стали многие выдающиеся борцы:
- Валерий Резанцев — 5-кратный чемпион мира
- Иштван Козма — 3-кратный чемпион мира
- Петр Киров — 3-кратный чемпион мира
- Хамза Ерликая — 3-кратный чемпион мира
- Армен Назарян — 3-кратный чемпион мира
- Роман Власов — 3-кратный чемпион мира
Цирковые борцы
Особое место в истории занимают цирковые борцы, которые популяризировали этот вид спорта среди широких масс:
- Иван Максимович Поддубный — легендарный русский борец
- Хаджимукан Мунайтпасов — казахский борец, прославившийся в начале XX века
Захваты и техническая специфика
Особенности захватов
Захваты в классической борьбе, в отличие от дзюдо и самбо, применяются исключительно на теле, что требует приложения значительно большей физической силы. Строго запрещено хватать за:
- Одежду
- Уши, нос
- Пальцы
- Половые органы
Разрешены захваты за:
- Кисти и предплечья
- Плечи
- Шею (с ограничениями)
- Корпус
Борьба в различных положениях
Схватка ведётся как в стойке, так и в партере (лёжа). При борьбе в стойке главной целью является вывести соперника из равновесия и перевести в партер. Для этого используются различные броски и сбивания.
Характерные приёмы в стойке:
- «Вертушка» — бросок с вращением
- Бросок прогибом — с прогибанием спины
- Бросок разворотом — с изменением направления атаки
- «Петля» — захват шеи и плеча с силовым прижиманием к ковру
При борьбе в партере необходимо перевернуть соперника так, чтобы он оказался прижатым лопатками к ковру, и удержать его в таком положении несколько секунд. Используются накаты, перекаты, откаты, а для перевода из положения «на мосту» в туше применяется «дожим».
Греко-римская борьба в культуре
Кинематографическое наследие
Греко-римская борьба нашла своё отражение в советском кинематографе, где были созданы несколько значимых художественных фильмов:
- «Чемпион мира» (1954) — история деревенского парня, ставшего чемпионом мира
- «Борец и клоун» (1957) — о дружбе борца Ивана Поддубного с клоуном-дрессировщиком Анатолием Дуровым
- «Воздухоплаватель» (1975) — биографическая драма о русском борце Иване Заикине
- «На арене Лурих» (1984) — о событиях из жизни борца Георга Луриха
- «Знай наших!» (1985) — о казахском борце Хаджимукане Мунайтпасове
- «Арена неистовых» (1986) — историческая спортивная драма
Философия и значение
Греко-римская борьба представляет собой не просто вид спорта, а целую философию единоборства, где сочетаются древние традиции и современные спортивные принципы. Этот вид борьбы воспитывает не только физические качества, но и формирует характер, учит преодолению трудностей и достижению целей через упорный труд.
Ограничения в технических действиях (запрет на использование ног как атакующего инструмента) делают греко-римскую борьбу особенно зрелищной и требующей от спортсменов исключительного развития верхней части тела, гибкости и технического мастерства. Это создаёт уникальный стиль ведения поединка, где каждое движение должно быть выверенным и эффективным.
Сравнение греко-римской борьбы с хаотичным движением «на трамплине», как это образно описано в литературе, подчёркивает динамичность и непредсказуемость этого вида спорта, где борцы, подобно акробатам, должны сохранять контроль над своим телом в самых сложных и неустойчивых положениях.