
Гобелен — это вид декоративно-прикладного искусства, представляющий собой тканый настенный ковёр с сюжетным или орнаментальным изображением, выполненный вручную на специальном ткацком станке. Название происходит от фамилии красильщиков Гобеленов, которые в XV веке основали в Париже свою мастерскую, впоследствии ставшую королевской мануфактурой.
Техника создания гобеленов представляет собой особый вид ткачества, при котором нити утка (поперечные нити) не проходят по всей ширине ткани, а только по участкам определенного цвета, создавая тем самым изображение. Мастер работает не с лицевой стороны, а с изнаночной, что делает процесс создания гобелена особенно сложным.

История развития гобеленового искусства
Искусство гобелена имеет древние корни. Еще в Древнем Египте и Вавилоне существовали тканые изображения, выполненные в технике, схожей с гобеленовой. Особого расцвета гобеленовое ткачество достигло в средневековой Европе, где шпалеры (так называли гобелены до XVII века) не только украшали холодные каменные стены замков, но и служили своеобразной тепло- и звукоизоляцией.
Золотой век гобеленов пришелся на XIV-XVI века, когда фландрские мастера довели технику до совершенства. Города Аррас, Брюссель, Турне стали центрами производства гобеленов высочайшего качества. Именно в этот период были созданы знаменитые серии гобеленов, которые сегодня являются бесценными произведениями искусства.
В XVII веке центр гобеленового искусства переместился во Францию, где в 1662 году министр Людовика XIV Жан-Батист Кольбер создал знаменитую Королевскую мануфактуру гобеленов. Эта мануфактура существует до сих пор и считается эталоном в мире текстильного искусства.
Интересный факт
Создание одного крупного гобелена могло занимать у мастеров до нескольких лет. Особенно сложные работы выполнялись коллективно, причем каждый ткач специализировался на определенных элементах: один на лицах, другой на пейзажах, третий на орнаментах.
Эпохи расцвета гобеленового искусства
Популярность гобеленов менялась с течением времени, но можно выделить несколько периодов особого расцвета:
- XIV-XV века — расцвет фламандских шпалер, эпоха великолепных серий на религиозные и аллегорические сюжеты
- XVII-XVIII века — барочные и рококовые гобелены Франции, создание знаменитых циклов по эскизам Рубенса, Лебрена и других выдающихся художников
- Конец XIX — начало XX века — возрождение интереса к ручному ткачеству в эпоху модерна, работы Уильяма Морриса и движения "Искусства и ремесла"
- 1960-1970-е годы — новый расцвет гобелена как формы современного искусства, экспериментальные текстильные композиции
Гобелен в СССР: от декоративного искусства к символу мещанства
В Советском Союзе история гобелена имела особый поворот. В 1920-1930-е годы гобелен рассматривался как важная часть декоративно-прикладного искусства, создавались масштабные работы с советской символикой для оформления общественных зданий. Однако параллельно с этим профессиональным искусством в быт советских граждан начали входить фабричные тканые ковры с изображениями, имитирующие гобелены.
К 1960-1970-м годам эти массовые фабричные изделия — ковровые панно с изображениями оленей, лебедей, сцен охоты или копиями картин известных художников — стали чрезвычайно популярными среди населения. Их вешали на стены в квартирах как признак достатка и «культурного» быта.

Именно массовость этого явления и низкое художественное качество большинства таких изделий привели к тому, что среди советской интеллигенции гобелены начали восприниматься как символ мещанства и дурного вкуса. В литературе и кинематографе 1970-1980-х годов ковер с оленями на стене стал устойчивым образом, маркирующим обывательское сознание и примитивное понимание красоты.
Ситуацию усугубило то, что в народе "гобеленами" стали называть любые тканые ковровые изображения, независимо от техники исполнения. Большинство таких "гобеленов" производились промышленным способом на станках жаккардового типа и не имели ничего общего с подлинным гобеленовым искусством.
Причины негативного восприятия гобеленов в СССР
- Массовость и доступность фабричных изделий низкого художественного качества
- Тиражирование ограниченного набора клишированных сюжетов
- Ассоциация с мещанским стремлением к внешней "красивости" быта
- Культурный разрыв между профессиональным искусством гобелена и массовыми подделками
- Критика в литературе и искусстве как символа потребительского отношения к культуре
При этом важно отметить, что параллельно с массовым увлечением фабричными коврами в СССР продолжало развиваться и профессиональное искусство гобелена. В республиках Прибалтики, Армении, Грузии, а также в России работали талантливые художники по текстилю, создававшие авторские гобелены высокого художественного уровня.
Сегодня отношение к гобелену постепенно меняется. Современные дизайнеры и художники возрождают интерес к этому виду текстильного искусства, создавая авторские работы, которые гармонично вписываются в интерьеры XXI века. Старинные гобелены вновь ценятся как произведения высокого искусства, а техника ручного ткачества переживает новое рождение.
Тем не менее, культурная память о "гобеленах с оленями" как символе мещанства по-прежнему жива в постсоветском пространстве, что делает этот предмет интерьера интересным культурологическим феноменом, отражающим изменения в эстетических нормах и социальных ценностях общества.