
Гиперреализм — направление в искусстве, возникшее в конце 1960-х годов в США и получившее особое развитие в Советском Союзе в 1970-1980-е годы, где приобрело уникальные черты, отличавшие его от западного аналога.
Происхождение и определение
Термин «гиперреализм» был придуман бельгийским галеристом Изи Брашо в 1973 году как французский синоним слова «фотореализм». Первоначально это направление ассоциировалось с творчеством европейских фотореалистов 1970-х годов, но затем осмысливалось более широко как течение в различных видах современного искусства — живописи, скульптуре и кинематографии конца XX — начала XXI века.
Название закрепилось после большой выставки в Брюсселе в 1973 году, где были представлены работы американских фотореалистов — Ральфа Гоингса, Чака Клоуза, Дона Эдди, Роберта Бечтли и Ричарда Маклина, а также европейских художников: Доменико Ньоли, Герхарда Рихтера, Конрада Клафека и Ролана Делколя.
Особенности стиля и методы
В отличие от традиционного фотореализма XX века, гиперреализм отказался от буквального подхода к копированию действительности. Художники-гиперреалисты используют фотографические изображения в качестве прототипа для создания более чёткого и детального изображения, которое имеет собственную повествовательную и эмоциональную составляющую.
Ключевые характеристики гиперреализма:
- Сверхдетализация: Текстуры, поверхности, световые эффекты и тени становятся более четкими и различимыми, чем на эталонной фотографии или даже у самого предмета
- Иллюзия реальности: Создание убедительной иллюзии, основанной на имитации реальности, но не являющейся её точной копией
- Масштабирование: Гиперреалистичные изображения обычно в 10-20 раз больше исходного фотографического прототипа
- Технические средства: Использование фотографических слайд-проекторов, мультимедийных проекторов, сетки для обеспечения точности переноса изображения
Философские основы
Корни гиперреализма можно найти в философии Жана Бодрийяра, который говорил о «симуляции чего-то, что никогда в действительности не существовало». Гиперреалисты создают ложную реальность, убедительную иллюзию, основанную на имитации реальности. Если фотореализм использовал аналоговую фотографию, то гиперреалистичные картины и скульптуры создаются благодаря цифровой фотографии чрезвычайно высокого разрешения.
Западный гиперреализм был искусством «после всего» — после модернизма и авангарда, после Марселя Дюшана, после поп-арта, после классической эстетики. Это было искусство эпохи, когда за фотографией стали признавать равные права как медиума и как вида искусства.
Развитие гиперреализма в СССР
Распространившись по Европе, гиперреализм попал в Советский Союз через страны Прибалтики. В конце 1960-х годов возникла группа гиперреалистов в Таллине, в конце 1970-х — в Тарту. В 1980-е годы, время самого активного развития гиперреализма в СССР, сформировалась известная московская «Группа „6"», участники которой называли себя «гиперами».
География распространения
Вслед за Эстонией гиперреализм проник в Украину, Армению, Киргизию. Помимо групповых объединений, многие отдельные художники пробовали свои силы в гиперреалистической технике, например, концептуалист Эрик Булатов.
Первоначально «гиперреалистами» называла себя группа киевских художников, перебравшихся в Москву: Сергей Шерстюк, Сергей Базилев, Сергей Гета. Они стали героями молодежных выставок первой половины 1980-х годов.
Особенности советского гиперреализма
Советский гиперреализм существенно отличался от западного аналога. Если западный гиперреализм был искусством «после всего», то советский — искусством «между»: между официозом, пытавшимся реанимировать критический реализм, и андерграундом, стремившимся уйти от реализма.
Основные характеристики советского гиперреализма:
Тематика
В советской традиции гиперреализма темой картин зачастую становились заведомо «скучные», бытовые мотивы. Благодаря отстранённости в фиксировании предметов художники достигали «сверхобъективности» изображения, а искусство переставало давать оценку той реальности, которую создавало.
Социальный контекст
Как отмечает исследователь Кристина Моранди: «Формально советские гиперреалисты взяли на вооружение весь арсенал американских пионеров этого стиля. Но отличия носят концептуальный характер. Если у американцев практически нет социальной и политической повестки, то художники в России, Эстонии, Латвии своими вещами заявляли очевидное несогласие с официальным дискурсом».
Техника и методы
Молодых художников привлекала возможность соединить виртуозную технику с реалистической документальностью, поощряемой советской эстетикой. Любимым занятием художников был коллективный просмотр слайдов, избранные сюжеты из которых переносились на холст.
Региональные различия
Эстонские художники отдавали предпочтение романтике путешествий и спорта. Московские художники стремились усилить эффект неожиданности взгляда на реальную городскую жизнь:
- Андрей Волков обращал внимание на поэтическую игру света в городских окнах
- Александр Петров фокусировался на контрасте индустриальных и человеческих отношений
- Евгений Амаспюр изображал символы советского неблагополучия
Ключевые представители
Группа «6» и московские художники
Идеологом движения стал Сергей Шерстюк, выпускник отделения истории искусств исторического факультета МГУ. Вместе с Сергеем Базилевым и Сергеем Гетой они составляли ядро группы «Шесть».
Среди других значительных представителей:
- Семён Файбисович — впоследствии дрейфовал в сторону критического и обличительного реализма
- Александр Петров — один из лидеров движения
- Георгий Кичигин — представитель московской школы
- Андрей Волков — автор знаменитой картины «На пограничном корабле»
- Сергей Шаблавин — дрейфовал в сторону иллюзионизма и оптических опытов
Прибалтийские художники
Эстония стала первым регионом СССР, где сформировался гиперреализм:
- Яан Элькен
- Андо Кесккюла
- Рейн Таммик
- Лемминг Нагель
Из Литвы: Витас Лукас, Пранас Грюшис, Казимерас Жоромкис.
Другие регионы
Представители из других республик СССР:
- Николай Белянов
- Ольга Гречина
- Миервальдис Полис (Латвия)
- Николай Мешков — автор политизированной работы «Ольстер. Никаких беспорядков»
Отношение критики и власти
Гиперреализм оказался в уникальном положении: художники могли выставляться официально, что порождало и официальную критику. Либеральные советские критики признали новый стиль, используя вместо «гиперреализма» более мягкие термины — «фотореализм» или «документальный романтизм».
Критики называли гиперреалистов «трубадурами НТР», хвалили за «документальный реализм» (Александр Каменский) и предупреждали об опасностях «правдоподобия без правды» (Валерий Турчин). Художники постоянно балансировали на грани: либо их могли разгромить за формализм и низкопоклонство перед Западом, либо объявить надеждой молодого советского искусства.
Технические особенности и материалы
Советские гиперреалисты работали в условиях ограниченного доступа к материалам, что накладывало отпечаток на их творчество:
- Цветная пленка: Использовалась цветная ГДР-овская пленка, сообщавшая картинам характерный охристый тон
- Слайд-проекторы: Основной инструмент для переноса изображения на холст
- Техника живописи: Многие картины выполнялись аэрографом, акриловыми красками, маслом или их комбинацией
- Масштаб: Работы значительно превышали размер исходных фотографий, сохраняя при этом высокое разрешение
Образы и мотивы
Частный герой советского гиперреализма — длинноволосый юноша в бликующих темных очках и непременных джинсах. Этот образ стал символом эпохи и отражал стремление молодежи к западному образу жизни.
Типичные мотивы включали:
- Пустые улицы и окна
- Квартирные посиделки
- Споры в мастерских
- Урбанистические пейзажи
- Портреты современников
- Натюрморты с предметами быта
Связь с другими течениями
На отечественной почве у гиперреалистов не возникло эстетического противостояния с концептуалистами, как это было на Западе. Многие представители активно использовали фотографию как источник и средство выражения.
Резкий переход от метафизической абстракции к отстраненному наблюдению за советской действительностью совершила группа нонконформистов в начале 1970-х. Для Эрика Булатова, Эдуарда Гороховского и даже Ильи Кабакова прямое использование фотографии было способом дистанцироваться от советской реальности.
Историческое значение
Гиперреализм оказался последним стилем, объединившим художников в СССР. Для многих художников советского времени он стал лишь временным этапом, после которого они продолжили свои художественные искания в других направлениях современного искусства — от концептуализма до соц-арта.
Холодная, застывшая и словно выпавшая из времени реальность на полотнах советских гиперреалистов воспринимается сегодня как образ эпохи застоя. Искусствоведы видят в гиперреализме стиль эпохи холодной войны, разворачивавшейся на просторах массмедиа — той медийной «натуры», к которой апеллировали художники.
Наследие и влияние
Советский гиперреализм создал уникальную художественную традицию, которая отличалась от западных аналогов своей социальной направленностью и особым отношением к действительности. Движение продемонстрировало возможность существования современного искусства в условиях идеологических ограничений, найдя способы выражения через внешне нейтральную, но внутренне протестную форму.
Гиперреализм в СССР стал важным этапом в развитии неофициального искусства, мостом между традиционным реализмом и новыми формами художественного выражения, которые получили развитие в последующие десятилетия.
Основные источники: материалы Государственной Третьяковской галереи, Московского музея современного искусства, исследования К. Светлякова, Ю. Воротынцевой, К. Моранди и других искусствоведов.