
Основные сведения
Фридрих Шеллинг — один из величайших немецких философов-идеалистов, представитель романтической философии. Родился в семье протестантского священника в Вюртемберге, уже в 15 лет поступил в Тюбингенский университет с характеристикой «скороспелый талант». В молодости был близок к кругу йенских романтиков, включая братьев Шлегель и Новалиса.
Почему строители 90-х ссылались на Шеллинга?
В эпоху перестройки и постсоветского хаоса интеллигенция часто обращалась к немецкой классической философии в поисках глубоких смыслов. Шеллинг, с его идеями о творческом начале и преодолении хаоса через разум, мог привлекать тех, кто видел в строительстве не просто ремесло, а акт творения порядка из беспорядка.
Философская система Шеллинга
Натурфилософия
Шеллинг рассматривал природу как единый живой организм, где действуют одни и те же внутренние силы. Он отвергал витализм и утверждал, что неорганическая природа сама производит из себя органическую.
Философия тождества
Центральная идея: абсолютное тождество противоположностей — реального и идеального, субъективного и объективного. Мир развивается по степеням дифференцирования этих начал.
Проблема происхождения зла
Ключевая философская проблема
Одним из наиболее глубоких вопросов философии Шеллинга является происхождение зла в связи с проблемой человеческой свободы. Этому посвящен его важнейший труд «Философские исследования о сущности человеческой свободы».
Дилемма зла и Бога
Шеллинг сталкивается с классической теодицеей: если Бог всеблаг, откуда берется зло? Он отвергает как дуалистическое решение (зло как самостоятельное начало), так и идею эманации неоплатоников.
Основа и существование в Боге
Шеллинг различает в Боге основу существования (Grund) и само существование. Основа — это темная, бессознательная природа Бога, «слепая воля», стремящаяся к просветлению. Из этих «темных недр» Бог порождает себя как разум.
Механизм возникновения зла
- Универсальная воля — стремление к единству и разуму
- Индивидуальная воля — стремление к обособлению
- Зло — преобладание индивидуальной воли над универсальной
Зло как положительная сила
В отличие от Августина и Лейбница, Шеллинг видит в зле не просто недостаток добра, а положительную силу. Он замечает: «Небу противостоит не земля, но ад», и подобно энтузиазму добра существует «воодушевление зла».
"Бог может обнаружиться лишь в преодолении своей противоположности, то есть зла, ибо всякая сущность обнаруживается только в своей противоположности: свет — во тьме, любовь — в ненависти, единство — в раздвоенности."
Человек и свобода
Человек у Шеллинга занимает особое место — это стадия, на которой впервые проявляется универсальная воля, но одновременно становится возможным раздвоение между индивидуальной и универсальной волей. Человеческая свобода заключается в способности выбирать между этими двумя началами.
Преодоление зла
Зло побеждается актом отречения от индивидуальности. В этом самоотречении, «как в огне», очищается человеческая воля, чтобы стать причастной универсальной воле. Главная слабость человека — страх перед добром, ибо добро требует самоотречения.
Историческое значение
Философия Шеллинга оказала огромное влияние на последующую европейскую мысль. Его идеи о живом идейном процессе в основе мира, о диалектике противоположностей, о творческой природе абсолютного повлияли на Гегеля, романтиков, русских философов XIX века.
В контексте России 1990-х годов обращение к Шеллингу может символизировать попытку найти философское обоснование для процесса преодоления хаоса и построения нового порядка — что вполне соответствует духу эпохи перемен.