
Что такое даблдеккер?
Двухэтажный автобус — это автобус, имеющий два этажа (палубы). Двухэтажные автобусы массово использовались в качестве городского транспорта в Великобритании, а также используются и ныне в некоторых городах Европы, Азии, Австралии.
Известнейшим двухэтажным автобусом является лондонский даблдеккер «Рутмастер» (англ. Routemaster), ставший символом города и, возможно, самым узнаваемым городским автобусом в мире.
Интересный факт
Широко распространённый миф о том, что двухэтажные автобусы склонны к опрокидыванию, не соответствует действительности. Большинство двухэтажных автобусов оснащены механизмами противодействия опрокидыванию — обычно балластом из чугунных чушек, установленным на шасси для понижения центра тяжести.
История лондонских автобусов
Ранние годы (до 1950-х)
Автобусным сообщением Лондона с 1855 по 1933 годы занималась London General Omnibus Company, эта компания закупала автобусы для всей столицы. С 1911 года автобусы под нужды города специально конструировались: в 1911 году на линии вышел LGOC B-type собственного производства в деревянном кузове на деревянном шасси, второй этаж открытый.
В 1922 году его сменил автобус NS-Type, он первоначально также имел открытый второй этаж, но в 1925 году городские власти ввели запрет на эксплуатацию автобусов с открытым верхом и почти 1700 экземпляров подверглись модификации.
Легендарный «Рутмастер» (1956-2005)
Рутмастер стал символом Лондона, он работал на линиях столицы Великобритании с 1956 до конца 2005 года. Он был создан для увеличения пассажировместимости при соблюдении действовавшего тогда в Лондоне ограничения на длину транспорта.
Дверей автобус не имел — открытая платформа в задней части позволяла быстро входить и выходить, причём не только на остановках, но также и при остановке на перекрёстке или в пробке (что часто приводило к травмам). Билеты покупались или предъявлялись кондуктору там же, поэтому экипаж этих автобусов обычно состоял из водителя и кондуктора, что делало их довольно дорогостоящими в эксплуатации.
Характеристики Рутмастера
- Высота: 4381,5 мм
- Экипаж: водитель + кондуктор
- Особенность: открытая задняя платформа
- Период службы: 1956-2005
Конструктивные особенности
Преимущества двухэтажных автобусов
- Большая пассажировместимость при относительно небольшой длине
- Маневренность и динамика лучше, чем у сочленённых автобусов («гармошек»)
- Удобство для пассажиров — предназначены в первую очередь для перевозки сидящих пассажиров
- Лучший обзор с верхнего этажа
Недостатки конструкции
- Большее время посадки и высадки пассажиров
- Высокие эксплуатационные расходы из-за сложной конструкции
- Неудобство лестницы для пожилых, пассажиров с колясками, инвалидов
- Ограничения по высоте путепроводов и контактной сети
- Требования к инфраструктуре — высокие гаражи и мастерские
Эволюция конструкции
Ранние модели
Ранние двухэтажные автобусы имели отдельную кабину водителя. Доступ пассажиров в салон осуществлялся через открытую площадку в задней части автобуса. Некоторые двухэтажные автобусы имели открытый верхний этаж без крыши и с низкими бортами — они были популярны для осмотра достопримечательностей.
Современные модели
Современные двухэтажные автобусы имеют главный вход в передней части салона рядом с водительской кабиной. Рутмастеры были заменены современными двухэтажными автобусами — в современные автобусы-даблдекеры посадка проводится через переднюю дверь, а высадка через заднюю.
Лондонские автобусы в современном мире
В декабре 2007 года, в преддверии летних Олимпийских игр 2012 года стартовал проект разработки нового городского автобуса для Лондона. Проект назывался «новый автобус для Лондона» (в оригинале — New bus 4 London), официально результат конкурса был представлен в 2010 году.
Принципиально автобус представляет собой гибридную схему: привод на передние колеса — дизельный двигатель объёмом 4,5 л. Задние колёса вращаются электродвигателями от литий-ионных батарей. Батареи заряжаются от солнечных батарей на крыше автобуса, в ночное время батареи питает электрический генератор.
Конструктивно он напоминает рутмастер: алюминиевый кузов установлен на раму. В конструкции автобуса есть дополнительные двери и вторая лестница на второй этаж. Классическая задняя площадка осталась, но она закрыта лёгкой дверью.
Новый автобус для Лондона
- ✓ Гибридный привод
- ✓ Солнечные батареи
- ✓ Алюминиевый кузов
- ✓ Две лестницы
- ✓ Закрытая задняя площадка
Даблдеккеры в мире
Азия
Гонконг и Сингапур: Большинство автобусов в Гонконге и приблизительно половина в Сингапуре — двухэтажные.
Индия: Двухэтажные автобусы широко используются во многих крупных городах Индии. Большинство автобусов местного производства, но встречаются и Роутмастеры.
Северная Америка
США и Канада: Единственные области в Северной Америке, где используют двухэтажные автобусы в качестве городского транспорта — канадская провинция Британская Колумбия и город Лас-Вегас в США.
Постсоветское пространство
СССР: В 1959 году в Москве начали эксплуатироваться три двухэтажных автобуса германского производства, но к 1964 году все были списаны из-за трудности в эксплуатации.
Современность: В начале 2000-х двухэтажные автобусы в небольших количествах эксплуатировались в Барнауле, Гомеле, Санкт-Петербурге.
Культурное значение
Символ Лондона
Лондонский даблдеккер стал не просто транспортным средством, но и настоящим символом города. Красные двухэтажные автобусы появляются на открытках, сувенирах, в фильмах и книгах как неотъемлемая часть лондонского пейзажа.
Завершение эксплуатации классических Рутмастеров в 2005 году воспринималось британским обществом как акт культурного вандализма — настолько сильно эти автобусы вошли в английскую культуру.
Технические характеристики
| Параметр | Рутмастер | Современный даблдеккер |
|---|---|---|
| Высота | 4381,5 мм | Около 4500 мм |
| Экипаж | Водитель + кондуктор | Только водитель |
| Вход/выход | Открытая задняя платформа | Передняя дверь (вход) + задняя дверь (выход) |
| Вместимость | 64 пассажира | 86-99 пассажиров (в зависимости от модификации) |
| Высота потолка 2-го этажа | Стандартная | 1700 мм |
Интересные факты
🎯 Левостороннее движение
Лондонские автобусы левосторонние, ввиду чего их возможно использовать только в городах стран с левосторонним движением и невозможно использовать в городах основной части мира.
🎪 Экскурсионные варианты
Некоторые двухэтажные автобусы имеют открытый верхний этаж без крыши и с низкими бортами — они популярны для осмотра достопримечательностей. Пассажиры, сидя выше, видят дальше, кроме того, воздух лучше на открытой палубе.
⚡ Современные технологии
Новые лондонские автобусы оснащены гибридными двигателями, солнечными батареями на крыше и системой баланса между источниками энергии, управляемой бортовым компьютером.
🏛️ Музейные экспонаты
Ныне встретить классический «Рутмастер» можно на двух туристических маршрутах в Лондоне. Многие из списанных автобусов стали музейными экспонатами или используются для особых мероприятий.
Заключение
Лондонские даблдеккеры — это не просто городской транспорт, а живой символ британской столицы. От деревянных конструкций начала XX века до современных гибридных автобусов с солнечными батареями — эволюция двухэтажных автобусов отражает техническое развитие и изменения в городском планировании.
Сегодня красные двухэтажные автобусы остаются одной из самых узнаваемых достопримечательностей Лондона, продолжая служить как практическим транспортным средством, так и символом города, который видят миллионы туристов со всего мира.