
В первые годы после распада СССР крупнейшие спортивные арены Москвы - Лужники, Динамо и ЦСКА - превратились в гигантские вещевые рынки, ставшие символом экономического хаоса и криминального беспредела 1990-х.
Феномен стадионных барахолок
Спортивные сооружения идеально подошли для организации стихийной торговли:
- Большие открытые пространства (поля, беговые дорожки).
- Удобная транспортная доступность.
- Крытые трибуны и помещения для торговли зимой.
- Готовые коммуникации и инфраструктура.
Первые точки появились уже в 1991 году, а к 1993-му территория вокруг стадионов полностью преобразилась в гигантские торговые зоны.
Особенности каждого рынка
Лужники
- Самый крупный "развал".
- Специализация на импортной одежде и обуви.
- Центр челночной торговли (товары из Турции, Китая, Польши).
Динамо
- Ориентация на электронику и бытовую технику.
- Место сбыта краденого и контрабанды.
- Самый криминализированный рынок.
ЦСКА
- Торговля военным снаряжением и амуницией
- Продажа спортивных товаров
- Место встречи армейских поставщиков
Криминальная составляющая
За каждым рынком стояли организованные преступные группировки:
- Взимали дань с торговцев ("крышевание").
- Контролировали аренду торговых мест.
- Регулировали конфликты между продавцами.
- Обеспечивали "безопасность" территории.
Культурный и социальный контекст
Стадионные рынки стали:
- Местом работы первых "челноков".
- Площадкой для нелегального валютного обмена.
- Центром теневой экономики Москвы.
- Символом социального расслоения 1990-х.
Историческая справка: последний крупный стадионный рынок (в Лужниках) был ликвидирован только в 2003 году в рамках программы благоустройства города.
Вернуться к главе После обеда